Однажды выпускник Тасманийского и Кембриджского университетов, критик и философ Джон Харвуд вместе со своим знакомым решили издать антологию забытых английских новелл о призраках. Однако их желание ничем путным не увенчалось, потому как выяснилось, что отыскать подобные произведения гораздо сложнее, чем думалось приятелям. Харвуд, которому этот факт не давал покоя, принял решение сам написать несколько историй о привидениях.
чытаць далейТак серьезный литературовед превратился в успешного писателя-мистика.
Завораживающий роман Джона Харвуда «Призрак автора» является одним из самых ярких литературных дебютов 2004 года.
Действие произведения разворачивается в Австралии семидесятых годов двадцатого века.
Мальчик Джерард Фриман, живущий со своими родителями в городке Мосон, находит в секретном ящике стола своей матери фотографию незнакомой женщины. На закономерные вопросы ребенка о том, кто запечатлен на фото, мать ничего не отвечает и вообще старается побыстрее уйти от этой темы, чем, разумеется, еще больше разжигает любопытство сына.
Джерард понимает, что мать скрывает какую-то тайну, и он дает себе слово во что бы то ни стало разгадать ее.
Почему миссис Фриман никогда не рассказывает о своем детстве, по какой причине не подпускает сына к своим вещам, что прячет в своей комнате? Эти вопросы не дают мальчику покоя и побуждают его начать собственное расследование секретов своей семьи.
В это же самое время через «Международный клуб друзей по переписке» Джерард знакомится с ровесницей-англичанкой Алисой Джессел. Девочка в своих письмах рассказывает о себе: она, с детства прикованная к инвалидной коляске, живет в Англии в доме для инвалидов. Родителей у Алисы нет: они погибли в автомобильной аварии, когда она была совсем маленькой.
Алиса и Джерард становятся друзьями: они рассказывают друг другу в письмах о своих тайнах, переживаниях, проблемах. Через какое-то время подростки заочно влюбляются друг в друга и с этих пор живут лишь мыслью о скорой встрече.
Интерес Джерарда к Алисе подкрепляется еще и тем, что девочка эта из Англии – страны, в которой родилась его мать. Мальчику кажется, что именно в Англии ему удастся найти сведения о детстве миссис Фриман, отыскать ответы на все свои вопросы и узнать, что же пытается скрыть от него мать.
Проходит несколько лет, Джерард из мальчика превращается в юношу, потом в мужчину. Однако любовь к далекой Алисе не ослабевает, а только усиливается со временем. Он не смотрит на других девушек: думает лишь о своей заокеанской подруге. Это все попахивает нечистой силой,. однако Джерард пока об этом не догадывается.
На протяжении всего романа автор держит читателя в постоянном напряжении, придумывая неожиданные повороты действия, создавая все новые и новые сюжетные линии, которые замысловато переплетаются с основной. Интрига в произведении ни на минуту не ослабевает.
Иногда Харвуд даже использует элементы ужастика: «У Джулии волосы на голове зашевелились; во всяком случае ощущение было именно такое. Щелчок, с которым открылись глаза девочки, отозвался в ней нечеловеческим ужасом. Она знала, что тотчас умрет, если только улыбающаяся живая кукла прикоснется к ней; страх парализовал ее, и она не могла издать ни звука. Между тем атласные туфельки коснулись пола; Джулия как ужаленная вскочила со стула и отпрянула в сторону, прорезая стену тумана. Пробираясь между рядами, где по-прежнему не видно были ни души, она продолжала пятиться назад, пока не ударилась о стеллаж с каталогами; двигаясь на ощупь, вдоль него, она вынырнула, как ей казалось, в другом крыле зала, где остановилась, чтобы отдышаться и прийти в себя. Все это время она прислушивалась, не шуршит ли рядом накрахмаленное платьице».
«Призрак автора» – по-настоящему захватывающий, интереснейший роман, стилизованный под готическую прозу рубежа XIX и XX веков, в котором причудливым образом переплетаются страшные истории, древние новеллы, пожелтевшие от времени дневники и современные е-мейлы.
Внезапные повороты сюжета, нестатичный стиль повествования и вместе с тем легкий язык автора никого не оставят равнодушным.
На протяжении всего произведения читателя не покидает атмосфера жуткости и таинственности. Джон Харвуд не позволяет нам самим разгадать загадку семейства Фриманов и девушки Алисы: вплоть до самого финала автор держит читателя в напряжении и будоражащем душу незнании.
Роман Веселовский